Меню
Главная - Развод - Последствия разглашения служебная и профессиональная тайна

Последствия разглашения служебная и профессиональная тайна

Понятийный аппарат законодательства о персональных данных содержит определение сведений, которые могут идентифицировать гражданина. Само физическое лицо вправе самостоятельно установить какая информация относится к персональным данным, поскольку перечень не является исчерпывающим и подлежит расширенному толкованию

Важно понимать, что именно отличительные черты одного человека от другого охраняются государством на уровне гарантий права на частную жизнь.

В контексте уголовного законодательства статьи, гласящей об ответственности за разглашение личных данных, не существует. Но подобные действия обобщены в статье 137, в которой говорится о наказании за все факты нарушения неприкосновенности частной жизни

Это довольно обширная группа и если брать во внимание узконаправленную категорию персональных данных, то можно выделить следующие сведения:

  • реквизиты основного документа гражданина (паспорта);
  • о месте нахождения или регистрации человека;
  • статус человека в обществе, семье, на работе и пр.;
  • где и когда была рождена личность;
  • профессиональные навыки и занимаемая должность (наравне с величиной доходов);
  • номер телефона (стационарного или сотового).

Некоторые категории получения персональных данных могут стать известными в ходе профессиональной деятельности, выполнение которой требует сохранения различного рода тайн (врачебной или адвокатской, например). Если обнародование будет произведено по этому «каналу» хранения информации, то преступник может быть наказан по совокупности за два преступления. Запрет на использование секретной информации дает работник своему работодателю, но при этом подписывает согласие на обработку персональных данных.

Важно! Уголовный кодекс РФ содержит различные статьи, которые вычленяют несколько видов конфиденциальной информации о человеке из общей массы. Речь может идти об усыновлении. Несмотря на персональный характер сведений ответственность за нарушение будет вменена по другой статье УК РФ.

Содержание:

Государственная или иная охраняемая законом тайна: ФЗ 5485 1, пояснения к постановлению о допуске к гостайне

ФЗ о гостайне в последнем издании опубликован в Российской газете. Осуществлять надзор и регулировать правоотношения в данной сфере уполномочены различные государственные органы. ФЗ имеет свой состав и структуру. Исполнение его является обязательным для государственных служащих.

Федеральный закон о государственной тайне 5484 1: основные сведения, краткое содержание

Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др.

Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств.

По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества. Основополагающим актом в данной ситуации является Конституция РФ и иные нормативные правовые акты по данному вопросу.

Сюда относятся постановления правительства, приказы министерств и ведомств, иные законодательные акты.

Закон состоит из разделов и статей. Периодически в него вносятся изменения и дополнения. Связано это с тем, что некоторые сведения засекречиваются, а некоторые наоборот, подлежат разглашению.

Охраняемая законом тайна, понятие и виды

Помимо гостайны, законодательствам РФ охраняются и другие виды тайн, куда входят:

  1. Коммерческая тайна.
  2. Личная.
  3. Семейная.
  4. Ноу-хау.
  5. Банковская.
  6. Служебная.

Каждая из этих тайн имеет свои особенности правового регулирования. Нормы об охране закрепляются в Гражданском кодексе РФ, Семейном Кодексе РФ, а так же во внутренних локальных актах каждой конкретной коммерческой организации.

Таким образом, охраняемая законом тайна – это такого рода сведения, которые содержат определенную степень секретности и которые обязывает граждан соблюдать их безопасность. Порядок засекречивания информации определяется по правилам, предусмотренным законом.

Иная охраняемая законом тайна

Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др. Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне. Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством.

Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.

Правовой режим иной охраняемой законом тайны

Под правовым режимом понимается тот перечень нормативных правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование того или иного вопроса. К перечню актов относятся:

  1. Закон о государственной тайне.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Локальные акты организации.
  5. Документы о наличии секрета производства (НОУ-ХАУ) и др.

Особое правовое регулирование имеется у коммерческой тайны. Связано это с тем, что она защищается и охраняется как на федеральном уровне, так и на внутреннем локальном уровне.

В рамках каждой отдельной организации принимаются документы, в которых фиксируются данные о том, что именно относится к тайне, порядок и правила ее защиты и др.

Охрана происходит путем подписания вновь прибывшим работником соответствующего документа, который может сохранять срок своего действия и после фактического увольнения.

Порядок получения сведений содержащих охраняемые законом тайны

Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней. Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.

Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне. В него входят такие элементы, как:

  1. Название акта.
  2. Дата и место его подписания.
  3. Указание на организацию.
  4. Указание на гражданина.
  5. Сведения, подлежащие охране.
  6. Права и обязанности сторон.
  7. Подписи сторон и печать соответствующей организации.

В документе обязательно должен быть определен срок его действия. Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений.

Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст.

Статья 21

Источник: https://rusfz.ru/zakon-o-gosudarstvennoj-tajne-i-sekretnosti-fz-5485-1-kratko-i-polnyj-tekst

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

  1. Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
  2. Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
  3. Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
  4. Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
  5. Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
  6. Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.

Какая ответственность предусмотрена

Разглашение служебной, профессиональной и коммерческой тайны – наказуемое деяние. В лучшем случае к человеку применят дисциплинарное взыскание, если рассекречивание случилось по неосторожности. Сотрудник может получить выговор, замечание, но также его могут уволить.

Административная ответственность наступит для должностных лиц, которые намеренно допустили утечку данных о юридическом лице. При этом данный поступок привел к снижению стоимости ценных бумаг и падению активов. Наказание будет по статье 15.21 КоАП – человека оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность наступит в следующих ситуациях:

  1. Разглашена тайна усыновления – штраф до 80 000 рублей, арест до 120 дней.
  2. Обнародованы данные о мерах безопасности для участников уголовного действа – штраф до 200 000 рублей, заключение до 4 месяцев.
  3. Передача сведений, относящихся к безопасности работника правоохранительных органов, – штраф до 200 000 рублей, лишение свободы до 120 дней.

Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно. Однако нарушитель, как в Украине, так и в России, будет наказан.

Какая коммерческая информация составляет служебную тайну

Согласно законодательному определению, к служебным сведениям ограниченного доступа относятся все информационные данные, которые доступны только ограниченному кругу лиц. Ограничение при этом прописано в нормативной документации.

К служебным сведениям причисляется информация о деятельности учреждений и структур, не являющаяся секретной, и не подлежащая разглашению из-за законодательно установленного запрета на их распространение.

Законодательное регулирование свободного доступа граждан к отдельным категориям информации предполагает всестороннее обеспечение этих прав для населения. Согласно этой норме, к служебной тайне не могут быть отнесены такие сведения:

  • сведения о законодательных документах и актах, относящихся той или иной стороной к гражданским правам и свободам;
  • информация о работе властных структур или местного самоуправления;
  • сведения о местных или государственном бюджетах, их выполнении и распределении денежных средств;
  • данные оценки потребностей общества и экономическая информация;
  • информация об экологическом состоянии и окружающей среде, которая может иметь значение для гражданской безопасности;
  • открытые виды информационных сведений из архивов, библиотек, музеев, а также других инфосистем.

Информация ограниченного распространения

К категории «служебная тайна» — сведения, которые не подлежат разглашению, — относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие «государственная и служебная тайна» попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Служебная тайна в 2019 году – Справочник бухгалтера

— Организация бизнеса — Оформление — Делопроизводство — Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным.

Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

В 2018 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения.

В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством.

Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу.

Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения. То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами.

При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну.

Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004.

Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица.

При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006.

Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

  • Дисциплинарную ответственность. Работник, виновный в разглашении вверенной ему должным образом тайны или персональных данных, либо информации, полученной в ходе ведения его профессиональной деятельности, может быть уволен за данные действия. При этом решение об увольнении в данной ситуации принимает непосредственно работодатель в соответствии как с федеральным трудовым законодательством, так и с законами, регламентирующими деятельность соответствующего ведомства. Следует также отметить, что в отдельных государственных ведомствах могут предусматриваться дополнительные дисциплинарные взыскания, не предусмотренные общим трудовым законодательством.
  • Административную ответственность. Она рассматривается в зависимости от обстоятельств положениями статьи 15.21 КоАП РФ в случае неправомерного использования инсайдерских сведений, а также статьи 13.11 КоАП РФ, если имело место разглашение чьих-то персональных данных. В первом случае штраф будет составлять от 30 до 50 тыс. рублей, а во второй ситуации – от 5 до 10 тыс. рублей – в данном случае учитывается статус должностных лиц.
  • Уголовную ответственность. Как преступление разглашение служебной тайны карается крайне редко. Однако, в некоторых случаях под служебную тайну может подпадать тайна усыновления. И её разглашение законодательно карается штрафом до 80 тыс. рублей или арестом вплоть до 4 месяцев. Кроме этого, подлежит наказанию и разглашение сведений о мере безопасности судей и иных участников уголовного процесса.

(10 голос., 4,70

Источник: https://ya-prezident.online/sluzhebnaja-tajna-v-2019-godu.html

Служебная тайна и ответственность за ее разглашение в 2017 году

Что именно не могут разглашать сотрудника, и как правильно это закрепить?

Что такое служебная тайна: определение

До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану коммерческой тайны встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.

Скачайте документы по теме:

В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.

Служебная и коммерческая тайна

Федеральный закон 29.07.2004 № 98-ФЗ («О коммерческой тайне») определяет, что информация составляет коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна третьим лицам и охраняется обладателем.

Например, информация о разрабатываемом продукте или маркетинговой стратегии компании является коммерческой тайной, а устав организации или трудовой договор с работником – нет (последний относится к персональным данным, охраняемым отдельным законом).

Какую информацию в этом случае следует отнести к служебной тайне? Как определяет Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

По сути, служебная тайна — это сведения конфиденциального характера о деятельности органов государственной, региональной или муниципальной власти.

В это понятие также входят сведения ограниченного характера, в отношении которых предпринимаются действия по защите конфиденциальности и которые были получены законным путем в процессе исполнения должностных обязанностей госслужащими и сотрудниками перечисленных органов власти

Таким образом, отличительная особенность информации, относящейся к служебной тайне, заключается в том, что ее носителем является какой-либо государственный орган. То есть в коммерческой организации, или у работодателя-физического лица не возникает необходимости охранять служебную тайну.

Обязанность работника не разглашать коммерческую или служебную тайну может быть установлена в трудовом договоре или в отдельном положении (см. образец Положения о коммерческой тайне):

Служебная и профессиональная тайна

Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве примеров профессиональной тайны упоминается врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.

Наряду с понятием служебной тайны применяется термин «служебная информация ограниченного распространения». К ней относится*:

несекретная информация о деятельности организаций, распространение которой ограничено служебной необходимостью

поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами

*Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233

Таким образом, сведения, составляющие профессиональную и служебную тайну, могут совпадать по своей сути (получены в результате исполнения трудовых обязанностей), однако служебная тайна имеет место только в государственных или муниципальных органах власти.

Так, в качестве примера служебной тайны можно рассматривать тайну переписки, или телефонных переговоров, если эти сведения используются в рамках следственного дела (то есть стали известны государственному служащему в рамках выполнения своих должностных обязанностей).

Перечень сведений, составляющих служебную тайну

Справка

Исходя из определения, данного в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, можно выделить два вида служебных тайн:

  1. Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
  2. Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах

Порядок работы со служебной тайной

Все документы, содержащие конфиденциальные сведения, которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».

Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:

  • передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям
  • снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников)
  • защиты служебной информации от распространения третьим лицам

В свою очередь, сотрудники госорганов, имеющие право присваивать определенным сведениям и информации статус служебной тайны, несут ответственность за обоснованность своих действий. То есть для установления пометки «для служебного пользования» должны быть весомые основания.

Правила работы с документами, составляющими служебную тайну

К созданию, распространению, тиражированию и хранению документов, имеющих статус «для служебного пользования», предъявляются определенные требования. Они указаны в разд. 2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, и относятся только к работе сотрудников государственных органов и подведомственных учреждений.

Так, ведется обязательный учет документов, составляющих служебную тайну, а все проекты и черновики своевременно уничтожаются. Доступ к документам работникам учреждения производится только под расписку.

При необходимости передачи в другие органы или организации используется защищенный канал связи или пересылка заказными или ценными отправлениями. Копии со служебных документов разрешается делать только по распоряжению руководителя.

Все бумаги, составляющие служебную тайну, должны храниться в запираемых хранилищах (ящиках, шкафах).

Критерии, по которым сведения могут быть квалифицированы как служебная тайна

Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст. 9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.

Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.

Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в документах, может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.

Если проанализировать действующее законодательство, можно выделить три критерия, по которым информация может быть отнесена к служебной тайне:

  1. она не составляет государственную тайну;

  2. она не является общедоступной;

  3. обеспечить ее сохранность и ограничить несанкционированный доступ можно в режиме профессиональной или служебной тайны.

Согласно определению, служебную тайну составляют сведения о деятельности органов власти, в то же время определенная информация такого рода не может по закону быть засекречена. При составлении перечня сведений, которые могут быть отнесены к служебной тайне, необходимо учитывать те ограничения, которые установлены федеральным законодательством.

Что не может являться служебной тайной

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27.07.2006 № 149-ФЗ), а также Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения содержит перечень сведений, которые не могут составлять служебную тайну.

Справка

К таким сведениям относится:

  1. различныенормативно-правовые акты, которые затрагивают права, обязанности, свободы граждан;
  2. информации о состоянии окружающей среды (о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях), а другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, производственных объектов, граждан и населения в целом;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц в органы государственной власти;
  5. сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  6. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Как ограничить доступ к служебной тайне

Любые сведения ограниченного доступа могут считаться тайной только в том случае, когда правообладатель такого рода информации предпринимает определенные действия по ее защите, например, вводит в организации соответствующий режим. Законом не установлено, какие именно действия должны быть предприняты, но определяется, с какими целями они должны предприниматься.

Меры по защите информации и ограничению доступа к ней третьих лиц, должны обеспечить:

  • защиту от несанкционированного доступа, копирования, уничтожения, внесения изменений, блокирования и тиражирования сведений, составляющих служебную тайну;
  • сохранение конфиденциальности;
  • реализацию права на доступ только ограниченному кругу лиц, имеющих официальное разрешение.

К необходимым мерам по защите служебной тайны относится разработкалокальных нормативных актов, например Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования.

Этим регламентом определяются категории должностей, которым, в силу служебной необходимости, будет открыт доступ к такого рода сведениям, а также порядок обращения с ними и передачи по запросам в другие органы государственной власти.

Положением необходимо установит порядок присвоения и снятия статуса «Для служебного пользования» документам в организации, а также меры, направленные на защиту такой информации и документов.

Обратите внимание: Такойлокальный нормативный актне относится к тем, что в соответствии с ТК РФ должны согласовываться с представительным органом работников. Работодатель вправе разработать и утвердить его самостоятельно.

С работниками, имеющими доступ, также может быть заключен отдельный договор о неразглашении конфиденциальных сведений.

Ответственность за разглашение служебной тайны

За разглашение служебной тайны для должностных лиц предусмотрена различная ответственность.

В первую очередь, Трудовым кодексом установлено право работодателя применить в случае разглашения работником охраняемой тайны дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (п.6 ст.81 ТК РФ).

  1. В этом случае в трудовой книжке указывается причина увольнения со ссылкой на статью ТК РФ. Например, при увольнении за разглашение коммерческой тайны запись в трудовой будет выглядеть так:
  2. Скачать чистый бланкСкачать в .doc

Скачать заполненный образец Скачать в .doc

В действующем КоАП ст. 13.14 также предусмотрено наказание за разглашение информации с ограниченным доступом:

для граждан штраф составляет от 500 руб. до 1000 руб.

для должностных лиц – от 4000 руб. до 5000 руб.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/381286-chto-vodit-v-ponyatie-slujebnaya-tayna-17-m9

Тайна профессионального характера – объектный состав

На основе представленных выше критериев можно выделить следующие определенные объекты профессиональной тайны. В данном случае объектом является конкретная информация той или иной сферы жизнедеятельности человека. Отсюда можно выделить следующие отрасли, попадающие под правовой режим профессиональной тайны, например:

1. Практически каждый человек хоть раз в жизни обращался к докторам. Но при этом мало кто знает, что информация, которой они непосредственно владеют, охраняется законом и называется врачебной тайной. К ней можно отнести ряд следующих данных: факт обращения в медицинское учреждение, сведения о доноре, сведения медицинской документации, сведения о факте проведения оплодотворения искусственным путем, сведения о психическом заболевании пациента и т. п.

2. В структуру объектного состава профессиональной тайны также входит информация, передающаяся между людьми посредством тех или иных форм связи (почтой, телефоном, электронными письмами, интернетом и т. д.).

3. Действующим законодательством охраняется нотариальная тайна, то есть те сведения, которые становятся известны нотариусу в процессе совершения им конкретных действий. В данном случае можно также упомянуть о специфическом режиме информации, которая известна адвокатам, в процессе оказания юридической помощи.

4. Тайна усыновления является объектом профессиональных сведений. Сюда относятся данные о ребенке, которого усыновили.

5. Как ни странно, но закон распространяет свою защиту на сведения, которые доверяются священнослужителям непосредственно на исповеди.

6. Последним объектом профессиональной тайны является тайна страхования, а именно данные о выгодопринимателе и застрахованном лице (имущественное положение, состояние здоровья и т. д.).

Следует помнить, что объектный состав включает в себя строгий перечень отдельных сфер. Его расширение допускается лишь на основе изменений или дополнений действующего законодательства. Ведь представленные объекты фактически взяты из конкретных правовых норм, представленных ранее в статье НПА. Если не соблюдать юридический режим данных объектов и всевозможными способами нарушать его, то может последовать неминуемая ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Что такое тайна профессионального характера?

Профессиональная тайна является сбором определенных свдений. Но, как мы уже выяснили, сведения подобного рода охраняются законодательством. Однако это не единственный характерный момент. Понятие гласит, что профессиональная тайна – это система инфомации, которая попадает к держателю, то есть лицу, владеющим ею, в силу выполнения последним каких-либо профессиональных функций. При этом человек не должен находиться на муниципальной или же государственной службе, так как это будет уже примером иных сведений. Вдобавок ко всему прочему, тайна профессионального характера, при её непосредственном разглашении, может повлечь наступление негативных последствий, которые, в свою очередь, нанесут ущерб обществу и конкретным лицам. Таким образом, данный тезис раскрывает важность режима конфиденциальности описанной информации.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами. При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Ответственность, предусмотренная за разглашение служебной тайны

Некоторые сведения считаются конфиденциальными и доступны узкому кругу лиц. К ним могут получить доступ только уполномоченные органы, если это не будет противоречить закону.

Ответственность за разглашение служебной тайны накладывается на того человека, который нарушил закон.

В лучшем случае гражданин сможет отделаться выговором или замечанием, однако может наступить даже уголовная ответственность.

Что является служебной тайной

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Договор о неразглашении

Для сохранности конфиденциальных сведений сотрудники подписывают договор о неразглашении. Подобный документ составляется для каждого работника, который имеет доступ к служебной тайне. Необходимость в этом может быть у сотрудников правоохранительных органов, ФНС, кредитных компаний и т.д.

Важно! Доступ к служебной тайне может быть только у государственных служащих. В их обязанности входит обеспечивать сохранность сведений.

Обнародование секретных данных может привести к негативным последствиям, как для физического лица, так и для организации. Если человек подпишет соглашение о неразглашении, то при нарушении договора наступит ответственность. Если человек не хочет ставить подпись на данном документе, тогда он не может быть допущен к секретным данным.

Наиболее часто соглашение составляется как приложение к трудовому договору. Конкретного образца нет, но бумага должна содержать следующие пункты:

  1. Вводная часть (название бумаги, место составления, цель).
  2. Предмет соглашения.
  3. Обязательства обеих сторон.
  4. Общие положения.
  5. Ответственность (какие последствия наступят при нарушении конфиденциальности).
  6. Подписи сторон.

Перед подписанием рекомендуется ознакомиться со всеми пунктами. От работника потребуется строго соблюдать все условия договора, если не хочется негативных последствий за нарушение предписаний.

Как доказать разглашение сведений

Недостаточно обвинить человека в совершенном нарушении. Потребуется также доказать тот факт, что сотрудник разгласил служебную тайну. Даже для дисциплинарного взыскания понадобится подтвердить, что работник действительно виновен.

Сначала потребуется доказать, что секретные сведения были, и конкретное лицо имело к ним доступ. Делается это с помощью документов, допустим, приказа о защите данных, договора о неразглашении. После этого нужно определить условия обнародования информации, способ, причины и другие обстоятельства.

Следует собрать все доказательства, которые относятся к делу. Они потребуются для того, чтобы призвать нарушителя к ответу за свои действия.

Какая ответственность предусмотрена

Разглашение служебной, профессиональной и коммерческой тайны – наказуемое деяние. В лучшем случае к человеку применят дисциплинарное взыскание, если рассекречивание случилось по неосторожности. Сотрудник может получить выговор, замечание, но также его могут уволить.

Административная ответственность наступит для должностных лиц, которые намеренно допустили утечку данных о юридическом лице. При этом данный поступок привел к снижению стоимости ценных бумаг и падению активов. Наказание будет по статье 15.21 КоАП – человека оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность наступит в следующих ситуациях:

  1. Разглашена тайна усыновления – штраф до 80 000 рублей, арест до 120 дней.
  2. Обнародованы данные о мерах безопасности для участников уголовного действа – штраф до 200 000 рублей, заключение до 4 месяцев.
  3. Передача сведений, относящихся к безопасности работника правоохранительных органов, – штраф до 200 000 рублей, лишение свободы до 120 дней.

Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *